Каждый бизнесмен может столкнуться с блокировкой счета. В
данной статье мы расскажем, почему такое может произойти, как этого избежать, и
как быть, если блокировка все-таки произошла. Блокировать счет может налоговая
инспекция, сам банк и судебные приставы. В каждом случае может быть своя
причина и свое решение проблемы.
Блокировка по
инициативе налоговой инспекции
Налоговая инспекция может заморозить операции по счетам
налогоплательщика. Это право ей дает статья 76 НК РФ. Но заморозить счета можно
только в отдельных случаях:
1. Когда у вас есть долг по налогам, ИФНС отправляет вам
сообщение о требовании об уплате, но вы не успеваете погасить долг в
назначенный срок. В таком случае, замораживают только часть долга, а не всю
суму денег.
2. Если вы задерживаете отчет по страховым взносам или
налогам больше, чем на 10 дней от указанного срока.
3. В ходе налоговой проверки принято решение ИФНС о том, что
вы обязаны доплатить штрафы, пени и налоги. Если ИФНС вам не доверяют, думают,
что вы не доплатите всю сумму, то они имеют право подстраховаться и
заблокировать счет. Но такая возможность им дается тлько после наложения
запрета на отчуждение имущества, и если это цена этого имущества меньше
недоимки (пункт 10 статьи 101 НК РФ)
4. Если вы входите в число тех, кто должен отчитываться в
электронной форме, но не подтвердили получение электронного документа от ИФНС
или не дали возможность отправлять вам документы в электронном виде.
Бывает такое, что счет могут просто заблокировать по
непонятным причинам. Это может происходить из-за сбоев в программе, налоговики
могут видеть несуществующие долги, вследствие чего посчитают, что фирма
занимается мошенничеством.
Как можно избегать таких ситуаций?
Всегда сверяйтесь с налоговиками, чтобы ваши данные
совпадали, и у вас не всплывали непредвиденные долги, и, конечно, сдавайте все
отчеты вовремя. Обеспечьте возможность получать корреспонденцию по юридическому
адресу, если даже ваша фирма находится в другом месте. Запросы и требования
ИФНС всегда отправляет по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Алгоритм действий при блокировке счета
Позвоните в налоговую инспекцию и узнайте причину
блокировки. Если у вас нет никаких долгов, то соберите подтверждающие документы
и доставьте их в налоговую. В течение одного дня ИФНС вынесет решение об отмене
блокировки после устранения причины. Когда решение дойдет до банка, он
разморозит ваш счет. Проверить отмену блокировки можно будет с помощью сайта
https://service.nalog.ru/bi.do . Если счет остается замороженным, то отправьте
в ФНС заявление о разблокировке с документами, которые подтверждают, что у вас
нет проблем с отчетами и налогами. Объясните им, что при блокировке счета у вас
могут возникнуть проблемы и потери, грозящие фирме. Если это не подействовало,
пожалуйтесь на инспекторов. В некоторых случаях это может помочь. Последний
вариант – обратитесь в суд. В суде можно потребовать разблокировку счета,
возмещение ущерба фирме. Если у вас есть долги по отчетам и налогам, заплатите
и сдайте их. Отнести отчет лучше самому в налоговую или отправить по электронной
почте.
Если вас
заблокировали по закону 115-ФЗ
Обычно счета блокируют на основании этого закона. И чаще
всего блокируют без явных на то причин, это делается с целью того, чтобы банк
подстраховался.
Банк требует документы об операции, останавливает дистанционное
банковское обслуживание, если операция ему показалась подозрительной. Если вы
представите все необходимые документы
банку, то он восстанавливает доступ и проводит операцию.
Если документы не устроят банк или вы не отправили их
вовремя, банк не проводит операцию. Если это происходит повторно, банк
расторгает договор и докладывает информацию в Росфинмониторинг.
Как понять, что ваша операция окажется в числе
подозрительных? Центральный банк временами выпускает рекомендации для банков:
1. Операция совершается без законной цели и смысла.
2. До двух дней списывают деньги.
3. По операциям не появляется налоговая нагрузка.
4. Сделка не соответствует деятельности по учредительным
документам.
5. Подозрительное поведение клиента.
6. Клиент не платит налоги или платит в недостаточном
количестве , и тд.
Эти признаки привлекают внимание банков. Опасным признаком
может быть, если налоговая вносит недостоверные сведения о вашей компании в
ЕГРЮЛ. Такое может возникнуть, если у налоговой появляются подозрения насчет
вашей фирмы. Они отправляют сообщение о предоставление достоверной информации.
В течение 30 дней вы должны ответить, иначе в ЕГРЮЛ внесется отметка о
недостоверности сведений. Чаще всего это происходит, когда юридический адрес
фирмы не совпадает с юридическим адресом, который указан в ЕГРЮЛ.
Как избежать
1. Следите за информацией, которая находится в ЕГРИП и
ЕГРЮЛ, если увидите недостоверные сведения, то сообщите в налоговую.
2. Вовремя вносите изменения в документы, если меняется
юридический адрес, руководитель или ОКВЭД.
3. Более подробно заполняйте документы по операциям, чтобы
не возникало подозрений у налоговой инспекции.
4. Указывайте, кому, зачем и куда вы отправляете деньги.
5. Отвечайте на вопросы банка, если он вам их задает, или запрашивает
какую-то информацию
Будьте открытым, давайте подробные объяснения.
Что делать, если счет
вас блокировали?
Сначала узнайте причину блокировки счета. Соберите
документы, которые подтверждают, что операция легальная, а контрагент – надежный. Если банку не
достаточно документов – отправьте больше. Можно открыть межведомственную
комиссии при Центробанке, если банк отказывается проводить операцию. В течение
20 дней комиссия рассматривает жалобу, затем оставляет решение банка, либо
отменяет его. Есть еще один выход на случай того, что ничего не поможет.
Пожалуйтесь на банк в суд. Если компания чиста, то суд будет на вашей стороне.
Если вас заблокировали судебные приставы
Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» дает
право судебным приставам блокировать банковский счет. Это происходит по причине
вашей задолженности перед бюджетом или кредиторами. После того, как вам отправили
постановление о возбуждении исполнительного производства, в течение пяти дней
вы должны сами погасить задолженность, затем принимаются меры принудительного
взыскания.
Как не сталкиваться с
подобным?
Чаще всего такое происходит, когда у фирмы угроза
банкротства или трудный период. На этот случай лучше открыть в банке
специальный залоговый счет, чтобы блокировка не была последней каплей.
Средства, находящиеся на счете, будут выступать в качестве залога. Если вы
зависите от конкретного поставщика, то вы открываете залоговый счет, через
который можете переводить деньги поставщикам с согласия основного поставщика,
принимать оплату от покупателей. Такие залоговые счета на практике неприкосновенны
для блокировки. Минфин указывает, что с залогового счета нельзя взыскивать
налоговые долги. Взыскивать деньги с
залогового счета можно только тогда, когда требования залогодержателя
значительно ниже требований кредитора, и, когда имущество должника не
удовлетворяет требования кредитора. Так что блокировка залогового счета
происходит очень редко. Его можно открыть в любой момент, даже если у вас есть
соглашение о залоге. Если вы подстрахуетесь заранее и откроете этот счет,
сможете продолжать переводить деньги и принимать платежи.
Если вас
заблокировали
В таком случае, арест снимут после полного исполнения судебного решения. Но вы
также можете заключить мировое соглашение с кредитором; пожаловаться, если на
то есть основания для оспаривания действий судебного пристава; узнать о
рассрочке или отсрочке судебного решения.